Акир (ahikara) wrote,
Акир
ahikara

Великий Новгород

Так вот, съездили мы, значит, в Великий Новгород. Впечатления просто потрясающие. Это по-настоящему исторический город. Причем история живая, вот она - потрогай. Я, честно сказать не ожидал, что там настолько жива память о Новгородской республике. Оказывается - жива, да еще как! Частично это проявляется в угрюмой нелюбови к Москве (это именно нелюбовь, или даже местами вражда, в отличие от питерского презрения или сибирской снисходительности), частично - в ненавязчивом "мы - новгородцы", проступающем во всем. В том, как люди говорят, показывают дорогу на улице, просто держатся. Если бы не сонная атмосфера, царящая в этом "губернском городе Н.", то я бы сказал, что Великий Новгород - потенциальное гнездо сепаратистов. Впрочем, оно так и есть, просто сепаратизм тут сугубо внутренний, подспудный.

Если интересно - под катом попробую немножко рассказать и показать, каким мне увиделся Великий Новгород.


Одна из главных достопримечательностей Новгорода - памятник "Тысячелетие России", установленный в 1862 году. Как нетрудно догадаться - установлен он был к 1000-летию призвания Рюрика сотоварищи на княжение. На памятнике, в виде огромного колокола, три яруса. На каждом из них - скульптурные изображения тех людей, которые наиболее отличились за отчетный период. Всего фигур 129, но персонажей несколько меньше - некоторые удостоены чести быть изображенными несколько раз, в различных сюжетах. Минина и Пожарского там, кажется, по трое и Михаила Романова - то ли два, то ли три. А вот Ивана Грозного нет. Новгородцы специально обращались с просьбой к художнику Микешину, который является основным автором проекта, чтобы государя, устроившего в городе страшный "кровавый пир", когда несколько тысяч новогродцев было убито, а Волхов, согласно летописи покраснел от крови, не было на монументе. Сам Микешин, кроме всего прочего, не хотел изображать и Николая I, который популярностью в народе не пользовался. Но Александр II, который память отца чтил, настоял.

А вот, собственно тот, с кого все началось. Рюрик.



На щите у него начертан год призвания варягов. Ну вы помните, да? "Земля наша велика и обильна, только порядка в ней нет..." Так вот, мне кажется, что скульптору очень здорово удалось изобразить характер Рюрика. Глядя на это лицо понятно, что если бы его не позвали, то он бы и сам вполне пришел. Чего пропадать великой и обильной земле без хозяина?

Вообще, памятник можно разглядывать бесконечно. Все фигуры выстроены в небольшие мизансцены, все детали неслучайны. Поэтому бродили мы вокруг него довольно долго. Пока меня вдруг не заинтересовал чрезвычайно такой вот товарищ в отровенно западно-европейском шлеме.



Поприглядывавшись, мы сумели разобрать подпись под фигурой. Выходило что это Витовт. Почему-то я до последнего не мог поверить, что это действительно тот самый Витовт, а потому вернувшись домой полез выяснять подробности в Интернете. Благодаря чудесному сайту, целиком посвященному "Тысячелетию России", истина была установлена. Таки да, тот самый Витовт, великий князь Литовский. Да не один, а с родичами - Гедимином и Ольгедом. Честно сказать, меня все это сильно поразило. Оцените - со всеми тремя отношения были местами довольно напряженными. Все трое не раз воевали и с Русью и с Новгородской землей. Но когда пришло время вспоминать гордых литвинов, то наши предки предпочли вспомнить хорошее. Вспомнили, как Великое княжество литовское защищало наши западные границы. Вспомнили битву при Грюнвальде - поворотное событие в истории Восточной Европы, без которого история русского государства была бы совершенно иной. Россия умеет быть благодарной.



Храм Софии Премудрости Божией. Самый древний храм в России. Построен в XI веке, много раз перестраивался и реконструировался, однако каменные стены все те же, что и при Владимире Ярославовиче. Совершенно потрясающий, что внутри, что снаружи. Рассказывать о нем бессмысленно, его надо видеть. интересно, кстати, что он назван не в честь святой по имени София. София Премудрость Божия - сугубо философское христианское понятие. Трактовок у него много и понять их с ходу довольно сложно. Ищущий да обрящет. Мне понравилось такое описание: "Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя".



Над бывшими парадными воротами (сейчас они сугубо декоративны) - остатки старой росписи. Видно, конечно, еле-еле. Но главное сокровище кроется внутри (увы, показать не могу, там я не фотографировал). Фреска XI века "Константин и Елена". Это потрясающее произведение искусства. Рядом с ней основная внутренняя роспись собора, выполненная в конце XIX века, выглядит как комикс про Спайдермена, рядом с Врубелем. В общем, если бы в Новгороде не было ничего, кроме Святой Софии, туда все равно стоило бы съездить.

Однако, в Новгороде есть и еще много всего интересного. В первую очередь - разумеется, Детинец (кремль). Собственно, на его территории расположены и памятник и София. Сохранившиеся стены и башни преимущественно относятся к XVII веку, однако местами встречаются элементы XIII-XIV веков.



Впечатляющее сооружение, что и говорить. В отличие от московского - отнюдь не парадный, а очень такой конкретный, я бы сказал. Настоящий. Правда, современных кроманьонцев это совершенно не смущает и они не преминули оставить на вековых стенах свои петроглифы.



А вот Дворцовая башня Детинца. Над ней непрерывно вьются вороны и довольно громко кричат. Видимо неспроста.



Она же, с другого берега Волхова. Из-за Дворцовой выглядывает Спасская башня.



Тоже с другого берега. Башня Кокуй - самая высокая башня Детинца. Название образовано от голландского "coqe" - "смотри". Как нетрудно догадаться, там стоял дозорный.



Но вернемся к церквям, благо в Новгороде их просто невообразимо много и все они - прекрасные. Оцените, это говорю, я, который любит готику, а глядя на православные храмы как правило презрительно цедит "византийщина". Но новгородские церкви меня просто очаровали. Они одновременно разные и очень похожие. И очень часто - удивительные. Вот, например, Храм Спаса Преображения. Мне одному кажется, что нижняя часть поразительно напоминает лютеранскую кирху?



К сожалению мы не попали внутрь, хотя страстно стремились, ибо расписана эта церковь Феофаном Греком. Не судьба нам увидеть его фрески. Зато мы увидели вот такие удивительные кресты, которыми украшены все стены храма.







Если кто-нибудь из моих православных френдов объяснит - что это такое и откуда, буду очень благода...

А вот эта фотография называется "Православная кельтика".



Продолжая тему странностей. Вот вам образец безумной эклектики. Мы стояли и хохотали минут десять наверное. Рассказывать об этом надо, наверное, так: "Однажды в XIX веке, новгородцы решили сделать хозяйственную пристроечку к Николо-Дворищенскому собору XII века... И сделали".




Одним словом, Великий Новгород - чудесный и удивительный город. Иногда кажется, что он застыл во времени и там до сих пор на дворе XIX век. Правда ведь?



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments